несуществующий фор
Случайно наткнулась в архивах компа на свое сообщение по философии средневековья, которое писала в школу года 1,5 так назад... Решила выложить [вдруг кому будет интересно], в относительной краткости.
Вместо вступления
Средний Век (medium aevum) – безвременье, разделяющее две славные эпохи Европы, средостенье между античностью и её возрождением. (с) Гуревич.
За 12 столетий прозванных «Средними Веками», в культуре и социальной жизни Западной Европы произошли изменения. Поэтому дать обобщенную характеристику мировидения средневекового человека, жившего в Западной Европе со II по XIV в., значит в определенной степени огрубить историю средневековой мысли.
Отметим несколько важных "сдвигов" в миропонимании и мировидении человека Средних веков. В первые века своего существования христианство было религией гонимой. Но с IV в. оно упрочивает свои позиции и вскоре – уже после падения Римской Империи в V в. – становится единственной религией, объединяющей всю Западную Европу. Вслед за изменением исторических обстоятельств изменяется отношение человека к миру и самому себе: меняется характер теологии, возникает новый круг проблем, изменяется манера их решения.
Первые христиане жили лишь асхотологическим предчувствием: ожиданием близкого конца света и приближением Страшного Суда. Поэтому предметный мир и окружающая природа не представляли для христианина подлинной ценности; все его упования и надежды были связаны с небом и Богом. Позднее Средневековье, пережившее это настроение, стало все более благосклонно взирать на окружающий человека мир. Поскольку конец света так и не наступал, а сроки его откладывались на неопределенное время, средневековый человек начал искать способы облегчения своих земных условий и пытаясь приспособить мир предметов к своим потребностям и интересам.
Дуализм средневековых представлений, резко расчленявший мир на полярные пары противоположностей, группировал эти противоположно стоящие эти категории по вертикальной оси: небесное против земного, Дьявол - Бог. Так же имеется контраст материи и духа, тела и души.
Но все же есть характерные общие черты в понимании мира, в эмоциональном строе души, объединяющие жителей Западной Европы со II – XIV в., что позволяет говорить о них как о жителях Средневековья.
Центральными темами, проблемами и образами становятся
- Святая Троица и проблема Её единства; отсюда в христианской теологии возникает проблема в основе которой лежит физический мир: ибо как мыслить единство Трех Лиц, которые и едины и одновременно с этим раздельны?
- Бог-Творец и его отношения с миром. (Как осмыслить творение « из ничего»? Что представляет собой это «ничто»? Может оно «нечто» и к тому же бесформенное, как это было в античности у Платона?)
- И, конечно же, темы и образы Страшного Суда, загробного мира, ада и рая. Как это воспринимать? Буквально или иносказательно?
В Средние века верили, что Бог не отставляет своим попечительством ни цветка, ни воробья, ни тем более человека. Он мыслиться как одновременно неположенным миру так и присутствующим в нем: все есть ОН, но ничто ИМ не является.
Отношение христианина к Богу носит интимный, личностный характер. Психологически точно этот душевный настрой передает Аврелий Августин в своем произведении «исповедь», где он стремится ничего не утаивая передать Богу о своих мыслях, переживаниях и поступках. Уже в самый ранний период становления христианской мысли Бог становиться некой Персоной, Ликом, Личностью. Классическое видение Бога нам показывает Боэций, там Бог называется как «неделимая субстанция разумной природы».
Эти личностные отношения человека с Богом, полные драматизма, меняет представление европейца о характере и жизненных идеалах. Познания средневекового человека остается все еще созерцательным, бескорыстным, но это уже не то бесстрастное наблюдение, какое было идеалом античного мудреца, а что-то иное наполненное эмоциями, верою, надеждою и любовью.
Мыслители Средних веков
Основным вдохновителем философов данной эпохи является Библия, вокруг которой и разворачивалась вся культура Средневековья. Структура её сложная, включающая в себя много разных авторов. Далее стали появляться книги, в которых мыслители Средневековья выкладывали свое толкование описанного в Библии, или просто брали от туда тот или иной отрывок, выдавая его за основу размышлений.
Я расскажу вам о некоторых представителях.
Тертуллиан Тертуллиан (полное имя: Квинт Септимий Флорент Тертуллиан) - один из начинателей христианского богословия. Одна из его заслуг - создание «христианской латыни» и утверждение практики её использования, что позволяло выражать специальным языком особенности зарождающегося вероучения. Кроме самого факта, этот вид языка можно встретить и у него самого, а вскоре и у многих других.
Тертуллиан обладал страстным темпераментом, обладал истинно философским складом ума, и философской душой, которую можно было описать по формуле «надо иметь мужество, что бы додумывать мысль до конца».
Некоторые его книги: «К язычникам», «О воскресении плоти», «Против Гермогена».
Боэций Боэций (полное имя: Аниций Манлий Торкват Северин Боэций) – философ, высокопоставленный придворный сановник остготского короля Теодориха. В свое время был обвинен в государственной измене и посажен в тюрьму и далее казнен. В тюрьме он написал одно из самых известных философских произведений «утешение философией». Велика его роль в формировании средневековой логики: в создании словаря логических терминов (субстанция, атрибут, дефиниция и многие другие..)
Его руке принадлежат теологические трактаты, широко известные в Средние Века, в которых рассматривались важнейшие проблемы христианской тематики в частности: «Книга о троице» или «Книга против Евтихия и Нестория».
Абеляр Петр Абеляр – французский теолог и философ, музыкант и поэт. Один из ярчайших людей XII столетия, жизнь которого полна драматических моментов. Абеляр был признанным логиком, и как иногда говорили диалектиком. Он положил начало дисциплинированной организации знания. Манеру писания Абеляра называют концептуализмом (conceptio – схватывать) или сермонизмом (sermo - слово), предполагающей, что общее существует в вещах и обнаруживается в речевых актах. Речь же всегда субъективна.
Известные работы Абеляра: «Логика для начинающих», «Диалектика», «Да и Нет» и еще многие другие…
Аквинский Фома Аквинский – выдающийся схоласт, профессор теологии, монах, причисленный к лику святых в 1323 году. Являлся сторонником томизма (направление в философии, которое брало идеи из работ Аристотеля, и многовековых церковных традиций).
Фома обладал исключительным даром систематизации и гармонизации несовместимых идей и учений. Он объединял веру и разум. Он говорил, что они должны быть каждое на своем месте и заниматься своим делом.
Вместо вступления
Средний Век (medium aevum) – безвременье, разделяющее две славные эпохи Европы, средостенье между античностью и её возрождением. (с) Гуревич.
За 12 столетий прозванных «Средними Веками», в культуре и социальной жизни Западной Европы произошли изменения. Поэтому дать обобщенную характеристику мировидения средневекового человека, жившего в Западной Европе со II по XIV в., значит в определенной степени огрубить историю средневековой мысли.
Отметим несколько важных "сдвигов" в миропонимании и мировидении человека Средних веков. В первые века своего существования христианство было религией гонимой. Но с IV в. оно упрочивает свои позиции и вскоре – уже после падения Римской Империи в V в. – становится единственной религией, объединяющей всю Западную Европу. Вслед за изменением исторических обстоятельств изменяется отношение человека к миру и самому себе: меняется характер теологии, возникает новый круг проблем, изменяется манера их решения.
Первые христиане жили лишь асхотологическим предчувствием: ожиданием близкого конца света и приближением Страшного Суда. Поэтому предметный мир и окружающая природа не представляли для христианина подлинной ценности; все его упования и надежды были связаны с небом и Богом. Позднее Средневековье, пережившее это настроение, стало все более благосклонно взирать на окружающий человека мир. Поскольку конец света так и не наступал, а сроки его откладывались на неопределенное время, средневековый человек начал искать способы облегчения своих земных условий и пытаясь приспособить мир предметов к своим потребностям и интересам.
Дуализм средневековых представлений, резко расчленявший мир на полярные пары противоположностей, группировал эти противоположно стоящие эти категории по вертикальной оси: небесное против земного, Дьявол - Бог. Так же имеется контраст материи и духа, тела и души.
Но все же есть характерные общие черты в понимании мира, в эмоциональном строе души, объединяющие жителей Западной Европы со II – XIV в., что позволяет говорить о них как о жителях Средневековья.
Центральными темами, проблемами и образами становятся
- Святая Троица и проблема Её единства; отсюда в христианской теологии возникает проблема в основе которой лежит физический мир: ибо как мыслить единство Трех Лиц, которые и едины и одновременно с этим раздельны?
- Бог-Творец и его отношения с миром. (Как осмыслить творение « из ничего»? Что представляет собой это «ничто»? Может оно «нечто» и к тому же бесформенное, как это было в античности у Платона?)
- И, конечно же, темы и образы Страшного Суда, загробного мира, ада и рая. Как это воспринимать? Буквально или иносказательно?
В Средние века верили, что Бог не отставляет своим попечительством ни цветка, ни воробья, ни тем более человека. Он мыслиться как одновременно неположенным миру так и присутствующим в нем: все есть ОН, но ничто ИМ не является.
Отношение христианина к Богу носит интимный, личностный характер. Психологически точно этот душевный настрой передает Аврелий Августин в своем произведении «исповедь», где он стремится ничего не утаивая передать Богу о своих мыслях, переживаниях и поступках. Уже в самый ранний период становления христианской мысли Бог становиться некой Персоной, Ликом, Личностью. Классическое видение Бога нам показывает Боэций, там Бог называется как «неделимая субстанция разумной природы».
Эти личностные отношения человека с Богом, полные драматизма, меняет представление европейца о характере и жизненных идеалах. Познания средневекового человека остается все еще созерцательным, бескорыстным, но это уже не то бесстрастное наблюдение, какое было идеалом античного мудреца, а что-то иное наполненное эмоциями, верою, надеждою и любовью.
Мыслители Средних веков
Основным вдохновителем философов данной эпохи является Библия, вокруг которой и разворачивалась вся культура Средневековья. Структура её сложная, включающая в себя много разных авторов. Далее стали появляться книги, в которых мыслители Средневековья выкладывали свое толкование описанного в Библии, или просто брали от туда тот или иной отрывок, выдавая его за основу размышлений.
Я расскажу вам о некоторых представителях.
Тертуллиан Тертуллиан (полное имя: Квинт Септимий Флорент Тертуллиан) - один из начинателей христианского богословия. Одна из его заслуг - создание «христианской латыни» и утверждение практики её использования, что позволяло выражать специальным языком особенности зарождающегося вероучения. Кроме самого факта, этот вид языка можно встретить и у него самого, а вскоре и у многих других.
Тертуллиан обладал страстным темпераментом, обладал истинно философским складом ума, и философской душой, которую можно было описать по формуле «надо иметь мужество, что бы додумывать мысль до конца».
Некоторые его книги: «К язычникам», «О воскресении плоти», «Против Гермогена».
Боэций Боэций (полное имя: Аниций Манлий Торкват Северин Боэций) – философ, высокопоставленный придворный сановник остготского короля Теодориха. В свое время был обвинен в государственной измене и посажен в тюрьму и далее казнен. В тюрьме он написал одно из самых известных философских произведений «утешение философией». Велика его роль в формировании средневековой логики: в создании словаря логических терминов (субстанция, атрибут, дефиниция и многие другие..)
Его руке принадлежат теологические трактаты, широко известные в Средние Века, в которых рассматривались важнейшие проблемы христианской тематики в частности: «Книга о троице» или «Книга против Евтихия и Нестория».
Абеляр Петр Абеляр – французский теолог и философ, музыкант и поэт. Один из ярчайших людей XII столетия, жизнь которого полна драматических моментов. Абеляр был признанным логиком, и как иногда говорили диалектиком. Он положил начало дисциплинированной организации знания. Манеру писания Абеляра называют концептуализмом (conceptio – схватывать) или сермонизмом (sermo - слово), предполагающей, что общее существует в вещах и обнаруживается в речевых актах. Речь же всегда субъективна.
Известные работы Абеляра: «Логика для начинающих», «Диалектика», «Да и Нет» и еще многие другие…
Аквинский Фома Аквинский – выдающийся схоласт, профессор теологии, монах, причисленный к лику святых в 1323 году. Являлся сторонником томизма (направление в философии, которое брало идеи из работ Аристотеля, и многовековых церковных традиций).
Фома обладал исключительным даром систематизации и гармонизации несовместимых идей и учений. Он объединял веру и разум. Он говорил, что они должны быть каждое на своем месте и заниматься своим делом.
@музыка: Я чист, Господи, чист.... [теплотрасса]